Каталог бутиков и шоу-румов
Избранные бутики и шоу-румы 0
Каталог бутиков и шоу-румов
Гарри Гордон Селфридж – «клиент всегда прав»

Гарри Гордон Селфридж – «клиент всегда прав»

23.03.2018

Вся жизнь Гарри Гордон Селфриджа – это цепь удивительных событий, взлетов, падений, но то, что он смог поднять методы и правила торговли на высочайший уровень, и многие государственные и частные предприятия изучают его стиль работы, хотя прошло более 100 лет, – неоспоримый факт.

Гарри Гордон Селфридж

С детства Гарри знал, что такое нужда, хотя у семьи был небольшой магазинчик недалеко от Чикаго. Но отец в 1861 году отправился защищать интересы северян в составе союзной армии и пропал на фронте, а мама Гарри была лишена вдовьей пенсии. Но руки она не опустила: придумывала открытки и продавала, устроилась учительницей в школу, получив затем должность директора. Сына не баловала, но сумела привить ему изысканные манеры и вкус к хорошим вещам.

Уже тогда стали проявляться удивительные возможности паренька: район, где он жил, не отличали аристократические манеры, и часто между ребятами случались крутые разборки, но Гарри умел ловко погасить любой конфликт, а в 12 лет рискнул и создал с другом газету, в которой вышла, за вознаграждение, реклама стоматологии. Правда, ему честно причитающиеся 75 центов не заплатили, но Гарри настоял, чтобы ему бесплатно вырвали в клинике зуб. Чтобы наладить материальное положение семьи, паренек к 18 годам освоил много профессий, разнося газеты, считая деньги в банке и работая младшим продавцом.

Подъем по карьерной лестнице

Чикаго тогда быстро развивался, и было решено попытать счастье там. Судьба привела его в магазин Маршалла Филда – человека, не признающего нововведений, строгого и чопорного. Но Гарри Селфридж, имея приятную наружность, всегда улыбчивый и энергичный, сумел заразить владельца самого крупного на тот момент магазина своими идеями. И так из грузчика в оптовом отделе он получил должность главного менеджера. И началось светопреставление.

Здесь уж Гарри показал, на что способен, устроив настоящую революцию в торговых залах. Все товары теперь располагались под стеклом, а не спрятанные от покупателей в ящиках, их можно было рассмотреть и, конечно, купить. Прилавки стали гораздо ниже, и невысокие гости магазина не испытывали сложностей. Ночью уличные витрины хорошо освещались, и выставленные товары, которые интересно обыгрывались, привлекали сюда чуть ли не весь город.

Клиент всегда прав: откуда взялась фраза

Люди стремились сюда еще и потому, что к покупателям был здесь необычный подход. Знаменитая фраза о клиенте, который прав в любом случае, принадлежит именно Г. Селфриджу. Каждого покупателя любой продавец встречал с радушием, как самого почетного клиента. Но и продавцы не остались обиженными: для них в магазине появились столовая, раздевалки, комнаты для отдыха и спорта.

Увольнение

Знаменитые объявления о том, что до конца распродаж осталось столько-то дней, – удачная находка Гарри. Идей в этой умной голове было множество, но хозяин – Маршалл Филд – не был столь активен. Его устраивало, как идут дела, и после долгих сомнений и переживаний, Селфридж уволился. После ухода он проводит время дома, занимаясь детьми, выращивая орхидеи и обдумывая дальнейшие шаги.

Англия в судьбе Гарри Селфриджа

Так, в 1906 году вся его семья оказалась в Англии. Страна в то время была на подъеме, люди имели деньги и хотели их тратить, но магазины работали по старинке: так, что хотелось купить вещь и поскорее покинуть заведение. Поведение продавцов во многом зависело от статуса клиента, его финансовых возможностей. Тем более что многие товары, необходимые людям, продавались в разных магазинах. Гарри Селфридж быстро оценил ситуацию и приобрел участок на Оксфорд-стрит. В то время территория эта была совсем непрестижной и малопосещаемой.

Открытие первого торгового центра

Обратившись за помощью к американскому талантливому архитектору Дэниелу Бернему, Гарри создал шикарный магазин, вложив в него все заработанные деньги. Перед его открытием весь Лондон пестрел рекламными афишами, и в день, когда для покупателей распахнулись гостеприимные двери 5-этажного торгового центра, здесь побывало около миллиона человек.

Для многих стало в диковину многое: зеркальные стекла, открытые торговые залы без перегородок, оркестр исполнял популярные мелодии, в воздухе витал аромат изысканных духов, витрины привлекали своим сюжетными композициями. Лифты поднимали посетителей на верхние этажи, а сопровождали их прекрасные девушки. Весь персонал был подобран очень искусно: только красивые люди должны были обслуживать желанных клиентов. Поведению с покупателями обучали, чтобы к каждому обращались с почтением и уважением. В этом и состояли правила торговли Гарри Селфриджа.

Товары все были размещены так, чтобы их можно было потрогать вещь. Это было важным условием хозяина, так это действие подталкивает к покупке. Так утверждал Селфридж. Кто успел прийти сюда в первые семь дней, получил в подарок серебряный ключик-напоминание, что в Selfridge’s его всегда с радостью ждут. Существовали также особые подарочные сертификаты, выдавались купоны на скидки и имелись карточки для постоянных покупателей.

Особый подход к женщинам

Женщинам уделялось в магазине особое внимание. Их супруги работали, а женам так хотелось вырваться из бытовой рутины. И вот появился большой магазин, где можно побродить по залам, купить все необходимое, а плюс ко всему здесь не выделяют аристократов и рабочий класс: все клиенты одного уровня, самого высокого. И только в пределах торгового центра можно было посидеть, без осуждения публики выпив в кругу подружек чай в кафе.

Здесь же были открыты гардероб, парикмахерский салон, детская и курительная комнаты, даже библиотека и комната для релаксации, в которой стояли удобные диваны и звучала приятная музыка. Гарри Селфридж подарил миру торговли много интересных идей, которые стали сейчас привычными. А его первый торговый центр на Оксфорд-стрит до сих пор процветает и радует своих посетителей.