Каталог бутиков и шоу-румов
Избранные бутики и шоу-румы 0
Каталог бутиков и шоу-румов
Рей Кавакубо: стиль как искусство быть собой

Рей Кавакубо: стиль как искусство быть собой

17.09.2018

Рей Кавакубо появилась на свет в Токио в 1942 году. В частном университете Кейо девушка изучала литературу, а также западную и восточную эстетику. После окончания учебы будущая законодательница моды начала работать в пиар-отделе корпорации Asahi Kasei, специализирующейся на изготовлении продукции химической промышленности. С 1967 года Рей подрабатывала стилистом.

Становление великого модельера Рей Кавакубо

Образование в области культурологии в сочетании с интересом к текстильному производству дало свои плоды – вскоре Кавакубо начала воплощать в жизнь свои задумки и рисовать первые эскизы женских платьев. В 1969 году женщина стала основательницей бренда одежды, обуви, а также других изделий класса «люкс» под названием «Comme des Garcons». С французского языка это название переводится достаточно необычно: «Как некоторые мальчики». По словам самого дизайнера, она не собиралась вкладывать в эту фразу никакого феминистического смысла – ей просто нравится музыкальная композиция «Tous Les Garçons et Les Filles» авторства Франсуазы Арди.

Весьма примечательно, что на начальном этапе своей карьеры Рей Кавакубо (модельер) не умела шить самостоятельно. Она в буквальном смысле «на пальцах» рассказывала нанятым портным, какое именно изделие хочет видеть в итоге на манекене. В скором времени стало очевидным, что женщина питает слабость к экстравагантным предметам гардероба, которые, тем не менее, пользовались популярностью. Интересно, что дизайнер по сей день не рисует для помощников эскизы, обходясь одними только словами и общими описаниями своего замысла.

Уже через четыре года своего существования небольшое предприятие «Comme des Garcons» стало компанией с солидной репутацией. Появилась отдельная линия мужской одежды. В 1981 году Рей переехала в столицу Франции – Париж. Там она организовала первый авторский показ на территории Европы. Устроенное ею шоу превзошло все ожидания поклонников. Журналисты изъявляли бурные восторги в своих материалах. Они называли идеи Кавакубо такими громкими терминами, как «хиросима-шик» и «поcт-ядерная мода», поскольку затертые фразы из мира моды совершенно не подходили для описания столь оригинального явления.

Рей Кавакубо уже тогда ненавидела и до сих пор испытывает своего рода отвращение к симметричным силуэтам. Вместо того, чтобы изготавливать всем привычные, однотипные наряды с унылыми драпировками, дизайнер полностью выворачивает карманы, скручивает и безжалостно отрезает висящую ткань, ничего не делая с необработанным швами.

Фото одежды Рей Кавакубо

Некоторые ошибочно полагают, что это свидетельствует о стремлении к разрушению, однако это лишь проявление нестандартного видения прекрасного. По мнению Рей, настоящая жизнь – это полный отказ от обезличенной прилизанности. Целый ряд юных бельгийских авангардистов, получивших известность в середине восьмидесятых годов, руководствовались этими постулатами под влиянием показов Кавакубо и Йоджи Ямамото. Среди них – Мартин Марджела и Анн Демельмейстер.

Асимметричные иссиня-черные вещи из якобы помятых тканей стали своеобразной визитной карточкой дизайнера. До нее подобные изделия воспринимались исключительно как абсурд и нелепица, после нее – превратились в мощный удар по надоевшим стандартам Европы и Азии. У Рей Кавакубо одежда, фото которой доступны в сети, излучает неподдельную городскую независимость вкупе с лаконичной элегантностью, присущей лишь жителям Страны восходящего солнца.

Коллекции Рей Кавакубо

В 1981 году женщина становится частым гостем на Парижской неделе моды. Ее имя часто упоминают в связи с «антимодой», что вызывает у дизайнера, не терпящего клише, только раздражение. Ее кредо – творить вещи, которых до этого никто никогда не видел, которые порой могут даже шокировать. Рей Кавакубо полностью переосмыслила символику черного цвета, превратив его в символ торжества разума и деконструкции. Поклонницами истинно «темных» вещей стали многие японки, работающие в сфере культуры и искусства. Впоследствии их наименовали термином «karasu», что в переводе с японского языка означает «вороны». Со временем Рей перешла от черного цвета к красному, а затем белому и зеленому.

Фото одежды Рей Кавакубо

Одна из таких коллекций вышла в 1997 году. Модели представляли одежду с горбом на месте подола или воротника, походя при этом на чудищ наподобие легендарного Квазимодо из романа Гюго. Асимметричные бедра, искривленные плечи и деформированные силуэты... Всем этим Рей хотела привлечь всеобщее внимание к форме женского тела. Впоследствии у Рей Кавакубо коллекции с «горбами» стали основой перформанса «Scenario» известного танцора Мерса Каннингема.

Стиль Рей Кавакубо

Именно за такие выходки модельера часто называют феминисткой, хотя она не принадлежит к этому течению. Ее интересует исключительно творческая самореализация. Она крайне редко беседует с представителями средств массовой информации, скептически относится к упоминаниям своего имени в прессе и убеждена, что настоящий дизайнер не является публичной персоной. Все ее ответы туманны, так как основаны на ощущениях. Например, на вопрос о том, с чем у нее ассоциируется золото, она дала весьма странный ответ: «С Ватиканом, Дубаем и заварочными чайниками».

В 1997 году женщина получила ученую степень в лондонском Королевском художественном колледже. Помимо создания брендовой одежды, она увлекается графическим дизайном и разработкой интерьеров. Рей очень щепетильно относится к таким мелочам, как ширина двери в ее фирменном магазине, ширина кружева на платье, месторасположение вензеля на странице. Ее инсталляции неоднократно показывались в лучших галереях мира. В частности, в парижском выставочном центре «A1043» демонстрировались разработанные Рей стулья, деревянная ширма и столик с двойной столешницей.

В 1998 году японка начала производство духов. В этой нише она также не чурается экспериментов. К примеру, небезызвестная туалетная вода Odeur 53 состоит из пятидесяти трех различных компонентов, в число которых входят неорганические субстанции – вулканический пепел, лак для ногтей, цемент, горелая резина, кукольные волосы. В свою очередь, аромат Odeur 71 имеет явно выраженный запах факсового тонера. Еще одни духи Рей пахнут черным перцем.

Люди, которые считают, что у Рей Кавакубо стиль нелепый, глубоко заблуждаются, когда думают, что она не может создавать классические духи или аксессуары в нежном, чисто девичьем стиле. Тем не менее, даже сюда Рей умудряется вносить свою изюминку. Речь идет о новаторском подходе к стратегии продаж. Женщина причастна к открытию десяти «подпольных» торговых точек сети «Guerilla» в Берлине, Стокгольме, Варшаве, Рейкьявике, Хельсинки, Афинах. Все эти заведения находятся на расстоянии от оживленных торговых кварталов и открывают свои двери для посетителей на протяжении всего одного года.

Среди массовой аудитории Кавакубо прославилась за счет коллаборации со шведской розничной сетью H&M. Из остальных проектов заслуживают упоминания женская сумка для «Louis Vuitton» и коллекция «Broken Bride», посвященная неудачным бракам. В реализации последнего замысла участвовал талантливый мастер Стивен Джонс.

Одежда двухтысячных от модельера Рей Кавакубо

В коллекции 2005 года женщина по-новому обыграла свадебные платья, привнеся в них дух тотального разрушения устоявшихся канонов. Кавакубо черпает вдохновение в самых разных вещах – и в невзначай увиденном в мусорном баке предмете, и в случайном прохожем, и в мимолетной фотографии. Четырежды в год она ездит из Токио в Париж со своими верными помощниками. В одном сезоне творческая команда может выпустить два десятка юбок и ни одной блузки, чтобы вывести на подиум наполовину раздетых манекенщиц. В другом – натянуть миниатюрные пиджаки на одежду стандартных размеров. Названия коллекций Кавакубо – отдельный вид искусства («Разрушение портняжного искусства», «Церемония разрушения» и так далее).

Одежда модельера Рей Кавакубо

Уже в 2008 году товарооборот компании Рей достиг цифры в сто восемьдесят миллионов долларов. В 2009 году «Comme des Garcons» отпраздновала свой сороковой день рождения. В честь этого знаменательного события Рей Кавакубо запустила серию «Black» из полностью черных юбок, брюк, курток, плащей, аксессуаров и прочих предметов гардероба. Все вещи из линейки были доступны покупателям на протяжении полутора лет по цене от семидесяти до шестисот шестидесяти долларов.

Помимо всего прочего, Рей Кавакубо строго контролирует производство текстиля для шитья своих изделий. Компания активно скупает ткацкие станки на уже закрывшихся производствах.

В 2017 году в Нью-Йорке состоялась выставка изделий дизайнера под названием «The Art In-between». Она стала первым мероприятием, которое Метрополитен-музей посвятило какому-либо модельеру при жизни. Все пространство организаторы разделили не по хронологическому принципу, а по тематическим зонам. Отдельного упоминания удостоились образцы рекламной продукции японского модельера. В ее архивах отыщутся плакаты, которые продвигают одежду, совершенно не показывая ее. Вместо этого реклама может содержать изображения персонажей комиксов, животных, клоунов и обитателей подводного мира.

Для оформления своих торговых точек Кавакубо нанимает модных современных художников. Именно ей принадлежит идея создания магазинов поп-ап и универмагов-галерей Dover Street Markets.

На данный момент Рей Кавакубо работает совместно со своим мужем – президентом «Comme des Garçons International» Эдрианом Йоффе. Ее творчество существенно повлияло на жизненный путь Джона Гальяно, Хельмута Ланга, Александра Маккуина и Миуччи Прада. Кроме того, Кавакуба поддерживает российского дизайнера Гошу Рубчинского. В 2016 году она даже присутствовала на одном из его показов в Париже.